Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Контакты

Отдел статистики цен и финансов
+7 4912 254084

Рязаньстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области в социальных сетях

Методологические пояснения и термины

Одними из основных показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике России, являются индексы цен.

Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих международной практике.

В настоящее время Федеральная служба государственной статистики располагает следующей системой индексов цен (тарифов):

в потребительском секторе:

  • индексы потребительских цен на товары и услуги;
  • индексы цен на рынке жилья;

в производственном секторе:

  • индексы цен производителей промышленных товаров;
  • индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию;
  • индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения;
  • индексы тарифов на грузовые перевозки;
  • индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц;
  • индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров;
  • индексы цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями;
  • индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции.

Наблюдение за уровнем и изменением цен в различных секторах экономики осуществляется по выборочному кругу базовых организаций. Для регистрации цен и тарифов на товары и услуги во всех секторах экономики в каждом субъекте Российской Федерации отбираются крупные, средние и малые организации.

В сферу наблюдения за ценами (тарифами) включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т.д.).

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъекта Российской Федерации и России в целом.

На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции из набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами. Эти товары должны занимать значительный удельный вес в объеме их производства, или в объеме их потребления в данном субъекте Российской Федерации.

Ежемесячная регистрация потребительских цен на товары (услуги)-представители проводится в конце отчетного месяца.

Расчет системы индексов цен в большинстве случаев производится с месячной, квартальной и годовой периодичностью. Ежемесячно рассчитывается вся система индексов цен:  к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Расчет индексов цен (тарифов) за квартал, полугодие, период с начала года, как правило, производится "цепным" методом, т.е. путем перемножения месячных индексов цен (тарифов).

Индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается  в коэффициентах или процентах).

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих фактически сложившийся уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих цен в постоянные цены.

Индекс цен производителей промышленных товаров и услуг может использоваться в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в производственном секторе. Он формируется на базе изменений цен предприятий-

Индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров характеризуют изменение уровня цен за определенный промежуток времени на стадии производства и доведения товаров до предприятий и являются относительной величиной сравнения цен в динамике.

Средние цены (тарифы) на товары (услуги)–представители - средние величины из уровней цен на отдельные виды товаров (услуг), зарегистрированных в различных организациях.

Регистрация цен - метод сбора информации о ценах на товары (услуги), входящие в сформированные наборы товаров (услуг)-представителей в потребительском и производственном секторах экономики, осуществляемый в выборочной репрезентативной совокупности базовых организаций.

Стоимости наборов товаров (услуг) исчисляются для анализа ценовых процессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, и осуществления межрегиональных сопоставлений цен в условиях постоянной структуры потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг.

Росстатом рассчитываются стоимости двух наборов.

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется в целом по России и субъектам Российской Федерации на основе единых весов (количества продуктов питания в год) и фактических средних потребительских цен на них.

В состав этого набора включено 33 наименования продовольственных товаров: хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной (115,0 кг), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов (75,0 кг), мука пшеничная (20,0 кг), рис шлифованный (5,0 кг), пшено (6,0 кг), горох и фасоль (7,3 кг), вермишель (6,0 кг), картофель (150,0 кг), капуста белокочанная свежая (35,0 кг), морковь (35,0 кг), лук репчатый (20,0 кг), огурцы свежие (1,8 кг), яблоки (18,6 кг), сахар-песок (20,0 кг), карамель (0,7 кг), печенье (0,7 кг), говядина (кроме бескостного мяса) (15,0 кг), баранина (кроме бескостного мяса) (1,8 кг), свинина (кроме бескостного мяса) (4,0 кг), куры охлажденные и мороженые (14,0 кг), рыба мороженая неразделанная (14,0 кг), сельдь соленая (0,7 кг), молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности (110,0 л), сметана (1,8 кг), масло сливочное (1,8 кг), творог нежирный (10,0 кг), сыры сычужные твердые и мягкие (2,5 кг), яйца куриные (180 шт.), маргарин (6,0 кг), масло подсолнечное
(7,0 кг), соль поваренная пищевая (3,65 кг), чай черный байховый (0,5 кг), перец черный (горошек) (0,73 кг). Объемы потребления приведены в расчете на год. Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам Российской Федерации. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.