Величина прожиточного минимума с 2021 г. устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на душу населения на очередной год и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.
Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации была установлена субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
На 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.
Величина прожиточного минимума до 2021 г. устанавливалась в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020г. № 473-ФЗ) и представляла собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, определяемые ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) - исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.
Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления - объем денежных доходов населения включает доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы; структура денежных доходов населения представляет собой распределение их по источникам поступления, в % к общему объему денежных доходов.
Объем и структура расходов населения – объем денежных расходов населения включает расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.) и сбережения. Сбережения состоят из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, расходов на приобретение ценных бумаг, недвижимости, изменения задолженности по кредитам, расходов на покупку иностранной валюты, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей; структура расходов населения представляет собой распределение денежных доходов по источникам использования, в % к объему денежных доходов.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств, путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения).
Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049, начиная с 1 января 2021 года, формируется показатель «Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности» (до 2020 года включительно – «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума»).
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с границей бедности.
Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ).
Население с уровнем денежных доходов ниже границы бедности – население, проживающее в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже границы бедности, определяемой расчетным методом, исходя из фактического состава обследуемого домохозяйства и границы бедности по социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства. Денежный доход домохозяйства включает все поступления в денежной форме, которые это домохозяйство или его отдельные члены получают на годовой или более частой основе.
Дефицит денежного дохода до 2020 г. включительно - сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.
Дефицит денежного дохода с 2021 г.- сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже границы бедности до границы бедности.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели.
Пенсионеры - лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями.
Средний размер назначенной пенсии - определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Реальный размер назначенной пенсии - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу. На территории Рязанской области в обследовании принимают участие 505 домашних хозяйств, расположенных на 18 участках наблюдения (11 участков в городской местности и 7 участков – в сельской местности).
Единицей обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Программа обследования бюджетов домашних хозяйств основывается на опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств, а также ведении ими самостоятельных записей о текущих расходах в специальных бланках федерального статистического наблюдения. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений. В целом показатель располагаемые ресурсы домашних хозяйств трактуется как объем средств (денежных и натуральных), которыми располагали домохозяйства для обеспечения всех своих расходов и создания сбережений в период обследования.
Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству). В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.