Ответ: Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц. К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния: 14) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 15) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 16) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 17) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 18) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 19) провокация взятки (ст. 304); 20) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ); 21) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); 22) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ) 23) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 24) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ); 25) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); 26) халатность (ст. 293 УК РФ). Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Часто задаваемые вопросы
Противодействие коррупции
Вопрос: Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?
Вопрос: Что такое «противодействие коррупции»?
Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Вопрос: Что является предметом взятки?
Ответ: Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".
Вопрос: Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Ответ: Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица органов Рязаньстата?
Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ
Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?
Ответ: Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в Рязаньстат и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно. Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения. В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам). В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа Рязаньстата, проводящим проверку, или его заместителем. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней. По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении). В случаи выявления в действия должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления коррупционной составляющей: - материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы; - по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов государственной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Вопрос: Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?
Ответ: Да, может. Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ. Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».
Вопрос: Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Ответ: Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем. Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу. Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
Вопросы респондентов
Вопрос: Начиная с 2020 года бухгалтерская отчетность будет сдаваться организациями только в налоговую службу. Будут ли органы статистики предоставлять по запросам физических и юридических лиц бухгалтерские отчёты организаций?
Ответ: В период 2020-2023 годов органы статистики продолжат осуществлять полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций за отчётные периоды 2014-2018 годов.
Вопрос: Как узнать, по каким формам должна отчитываться организация в течение года и с кем можно проконсультироваться по заполнению форм статотчётности?
Ответ: Перечень форм организация может получить на сайте Рязаньстата по кнопке «Поиск форм по ИНН, ОКПО». Телефоны специалистов, ответственных за ведение конкретных форм статотчётности, можно узнать в разделе «Респондентам / Консультации специалистов»
Вопрос: Как получить уведомление о кодах статистики?
Ответ: Уведомление о кодах статистики можно получить на сайте Рязаньстата, используя сервис «Система сбора отчетности» на Главной странице
Вопрос: Нужно ли сдавать отчёт, если отсутствуют показатели для заполнения формы?
Ответ: В Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения приводится порядок предоставления (или порядок непредоставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юридического лица, в том числе о возможности предоставления отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде. Ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляются в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и пр.). Предоставление «нулевых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. В формах федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержатся требования по предоставлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и при отсутствии такого явления у респондента по факту его вида деятельности (основного или дополнительного), необходимо представить в органы статистики «нулевой» отчет, либо официальное письмо об отсутствии показателей в отчетном периоде в сроки и с периодичностью форм статотчетности. При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год направляется единое письмо с указанием всех форм годовой отчетности.
Вопрос: Может ли организация уточнить данные отчета, если в первоначальном варианте допустила ошибку?
Ответ: Респонденты, допустившие ошибку при предоставлении первичных статистических данных, обязаны в течение 3 дней после ее обнаружения самими респондентами или получения письменного уведомления от территориальных органов статистики (или других министерств и ведомств – субъектов официального статистического учета) направить исправленные данные с обоснованием внесения изменений и дополнительными необходимыми пояснениями
Вопрос: Какие последствия со стороны органов статистики ждут организацию, которая уточнила отчетность?
Ответ: В случае своевременного направления респондентами исправленных первичных статистических данных в органы государственной статистики штрафные санкции не применяются, так как могут быть применены обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ). Все случаи задержек с предоставлением уточненной отчетности рассматриваются территориальным органом Росстата в индивидуальном порядке. В случае, если респондент не предоставил первичные статистические данные или нарушил сроки без уважительных причин, а также если не были предоставлены уточненные данные после запроса со стороны территориального органа Росстата, налагается административные санкции в соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ.
Вопрос: Какое наказание ожидает организацию за непредоставление статотчётности или ее предоставление с опозданием?
Ответ: В соответствии со статьёй 13.19. КоАП РФ непредоставление респондентами первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 70 тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.
Вопрос: Почему органы статистики не рассылают как раньше организациям бланки форм статистической отчетности?
Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 381 «О внесении изменений в положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются безвозмездно субъектами официального статистического учета только при наличии запроса от респондента. Электронные версии бланков форм федерального статистического наблюдения размещены на сайте Рязаньстата в разделе «Респондентам / Формы федерального статистического наблюдения»
Электронная отчетность
Вопрос: Где можно приобрести электронно-цифровую подпись (ЭЦП)?
Ответ: Приобрести ЭЦП можно у специализированного оператора связи (СОС). Перечень СОС - в разделе "Респондентам / Статистическая отчетность в электронном виде / Отчетность через спецоператоров связи"
Вопрос: Возможно ли в системе WEB-сбора при заполнении текущей отчетности скопировать данные за предыдущий период?
Ответ: Нецелесообразно в связи с возможными ошибками ФЛК
Вопрос: Если у респондента уже есть ЭЦП, необходимо ли приобретать еще одну для передачи данных непосредственно в органы государственной статистики?
Ответ: Если ЭЦП выпущена аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ), то приобретение дополнительной ЭЦП для органов государственной статистики не требуется. Посмотреть список аккредитованных УЦ можно в разделе "Респондентам / Статистическая отчетность в электронном виде / Отчетность через спецоператоров связи"
Вопрос: Получен отрицательный протокол по форме отчётности. К кому обратиться за разъяснениями по протоколу?
Ответ: За разъяснениями можно обратиться к специалистам, ответственным за ведение формы. Телефоны специалистов можно узнать в разделе «Респондентам / Консультации специалистов»
О статистике
Вопрос: Где можно на сайте Рязаньстата посмотреть и проанализировать показатели по разным направлениям статистической деятельности по собственному выбору критериев?
Ответ: Такую возможность представляет сервис Росстата "Витрина статистических данных" на Главной странице сайта внизу по кнопке "Все показатели"